Дополнительное образование детей - необходимое звено в воспитании многогранной личности, в её образовании, в ранней профессиональной ориентации. Ценность дополнительного образования детей в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте.
О необходимости дополнительного образования нет смысла никого убеждать. Чем больше ребёнок сможет усвоить дополнительных знаний, навыков, чем легче ему будет определиться в жизни, в профессии, тем менее он будет уязвим в наше время - время постоянных перемен. Заполняя свободное временное пространство ребёнка, мы оберегаем его от ничегонеделания, от опасных соблазнов уличного воспитания, наркомании, поэтому так важно умело использовать огромные возможности дополнительного образования, благодаря которому дети действительно получают возможность самостоятельно выбирать вид деятельности, определять свой собственный образовательный маршрут.
Дополнительное образование детей - целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства. Его нельзя рассматривать как придаток к основному образованию, основное предназначение дополнительного образования - удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей.
В СПб ГБУ «Центр содействия семейному воспитанию №12» на основании действующей лицензии образовательная деятельность по программам дополнительного образования реализуется на базе отделения дополнительного образования детей (далее – ОДОД).
В современных условиях значимость отделений дополнительного образования детей, как структурного подразделения возрастает, так как оно выполняет целый ряд функций. Каждый учащийся имеет возможность удовлетворить или развить свои познавательные потребности, а также получить подготовку в интересующем его виде деятельности. Занятия в детских объединениях позволяют значительной части учащихся получить социально значимый опыт деятельности и взаимодействия, испытать «ситуацию успеха», научиться самоутверждаться социально одобряемыми способами.
Форма обучения - очная
Нормативные сроки обучения – 3 года.
Обучение осуществляется на русском языке
Основным предметом деятельности ОДОД является реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ для всех возрастных категорий воспитанников по следующим направленностям:
- художественная;
- социально-педагогическая;
- физкультурно-спортивная.
Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам направлена на:
- формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
- удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья;
- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания;
- выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
- профессиональную ориентацию;
- создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда;
- социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
- формирование общей культуры обучающихся;
- удовлетворение иных их образовательных потребностей и интересов, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.
Программы художественной направленности:
- Изобразительное творчество
- Дизайн стеклянной плоскости
- Мозаика
- Хореографический коллектив «Калейдоскоп»
- Ритмика
- Танцы народов России
- Волшебная глина
- Мы рисуем!
- Азбука рукоделия
- Вокальный ансамбль-хор
Программы физкультурно-спортивной направленности:
- Спортивная игротека
- Школа здоровья
- Школа мяча
- К стартам готов!
- Футбол
- Тренажерный зал
Программы социально-педагогической направленности:
- Рукодельница
- Керамика
- Мастеровые
В ходе реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ воспитанники получают практические навыки, необходимые для жизни, формируют собственное мнение, индивидуальное мировосприятие, развивают свою коммуникативную культуру, общаются в коллективе сверстников, а значит - учатся сотрудничеству и сотворчеству.
В процессе образовательного процесса педагоги используют здоровьесберегающие, игровые, информационно-коммуникативные технологии, проектную и исследовательскую деятельность, коллективные творческие дела. Осуществляется внедрение информационно-коммуникативных технологий, которые выступают в качестве источника дополнительной информации по учебному предмету, способ самоорганизации труда, самообразования педагога и учащихся, расширения зоны индивидуальной активности учащегося, возможности личностно-ориентированного подхода в обучении.
Применяются технологии разноуровневого обучения. Активно используется личностно - ориентированный подход к воспитаннику. На занятиях развивается критическое мышление, помогающее научить ученика осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, а затем с другими источниками информации. Технология интегрированного подхода в обучении формирует и развивает познавательные интересы, творческие способности, навыки самообразования, позволяющие в дальнейшем адаптироваться к динамичным условиям образовательного пространства. Она обеспечивает развитие способности вести диалог в естественных ситуациях общения, способствует воспитанию бережного отношения к культурным ценностям разных людей, своей страны.
Групповая форма является основной формой проведения занятий. Вместе с тем, для некоторых категорий воспитанников с ОВЗ предусмотрены занятия в малых группах и индивидуально. Продолжительность занятий соответствует нормативным документам, регулирующим учебный процесс.
*
Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 N 678-р (ред. от 21.10.2024) «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей и признании утратившим силу Распоряжения Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р» (вместе с «Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года»)