Воспитательная работа
Время, в котором мы живем, - это новый, более высокий уровень развития человеческого интеллекта и качественного повышения духовно-нравственного потенциала общества.
Проводимая воспитательная работа в СПб ГБУ «Центр содействия семейному воспитанию № 12» направлена на решение главной задачи – раскрытию потенциальных возможностей личности ребенка и созданию условий для их реализации.
Содержание образования, педагогические технологии продумываются таким образом, чтобы в первую очередь разбудить активность каждого воспитанника, поскольку только через интенсивное взаимодействие с миром совершается развитие личности.
Наше учреждение - учреждение, которое становится для детей основной моделью социального мира, и от того, как будет построен процесс воспитания, зависит приобретение ими социального опыта, формирование основ человеческих взаимоотношений, умений и навыков обеспечения личной жизни и трудовой деятельности.
Воспитательная система учреждения направлена на развитие личности с высоким уровнем адаптивности. Сложившиеся традиции играют связующую роль между поколениями воспитанников, которые проходили и проходят через определенные этапы жизни в учреждении, становясь некими отправными точками единения.
Главная миссия нашего учреждения – содействие социализации воспитанников, создание условия для полноценного развития личности ребенка, его самореализации. В учреждении каждый ребенок открывает свои способности, таланты, обретает друзей. Это мастерская культуры - умственной, коммуникативной, эмоциональной и этической деятельности, это заведение, готовящее к жизни среди людей и для людей.
Цель воспитательной работы - создание единого воспитательного пространства, главной ценностью которого является личность каждого ребенка, а именно формирование духовно-развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, на самостоятельную выработку идей на современном уровне, умеющей ориентироваться в социокультурных условиях.
Задачи воспитательного процесса:
- Создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих формированию и развитию базовых компетенций воспитанников, обеспечивающих успешную интеграцию в социокультурную среду,
- Формирование гуманистической позиции во взаимодействии с людьми, гражданских норм жизни в обществе,
- Воспитание нравственных, семейных ценностей с целью подготовки детей к проживанию в семье, создания собственной семьи.
- Формирование стремления воспитанников достигать успеха через результаты собственного труда, воспитание уважения и любви к труду,
- Развитие способности подростков выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка труда.
- Развитие творческой индивидуальности через органы детского самоуправления и систему дополнительного образования.
- Обеспечение охраны и укрепления здоровья воспитанников.
Перечисленные задачи должны решаться через совершенствование методики воспитательной, индивидуальной и групповой работы, коррекционно - развивающей деятельности на основе диагностической работы, развития способностей и природных задатков детей, повышение мотивации к самосовершенствованию.
Для организации воспитательной работы в учреждении реализуются следующие виды деятельности:
- игровая;
- познавательная деятельность;
- проблемно-ценностное общение;
- художественное творчество;
- социальное творчество;
- трудовая деятельность;
- спортивно-оздоровительная деятельность;
- туристско-краеведческая деятельность;
- досугово-развлекательная деятельность.
Используемые методы воспитания:
- Метод исследования личности (диагностика): анкетирование, тестирование.
- Методы формирования сознания личности (игры, часы общения, беседы, лекции, презентации, дискуссии, деловые и ролевые игры).
- Метод творческого самовыражения (работа в творческой мастерской, участие в конкурсах).
- Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании (педагогическое наблюдение, беседы с воспитанниками).
Воспитательная система нашего учреждения включает в себя:
- психологическую реабилитацию и социальную адаптацию;
- дополнительное образование детей в детских творческих объединениях и спортивных секциях;
- профилактическую работу;
- профориентацию;
- внеурочную деятельность: подготовку и проведение общих мероприятий- праздников, акций, соревнований, конкурсов, КВН, викторин, тематических занятий;
- организованный досуг: посещение кинотеатров, выставок, театров, экскурсий, библиотек, досуговых центров, цирка и т. д.;
- детское самоуправление;
- общественно-полезный труд;
- проектную деятельность;
- воспитательную работу в группах.
Вся воспитательная работа направлена на формирование базовых компетенций у воспитанников. Компетентность – это общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены, благодаря обучению. Компетенция не сводится ни к знаниям, ни к навыкам, быть компетентным не означает быть учёным или образованным.
В наше непростое, противоречивое время сложно определить перечень ключевых компетенций. Поэтому мы можем говорить о некоторой совокупности компетенций, особенно актуальных для нашего учреждения.
Перед педагогическим коллективом стоит важнейшая задача – выпустить в самостоятельную жизнь человека, у которого сформированы основные ключевые компетенции:
- в области общественно - политической деятельности (реализация прав и обязанностей гражданина);
- социально- экономической сфере (анализ собственных профессиональных склонностей и возможностей, приобретение навыков организации труда, знание норм трудовой и коллективной этики и т.д.);
- учебно - познавательной деятельности (самостоятельный поиск и получение информации из различных источников, умение её анализировать, критически мыслить и т.д.);
- социально - гражданские (свободное ориентирование в жизни гражданского общества, соблюдение общих правил поведения, установленных государством, наличие социально- значимых нравственных ценностных ориентиров, гражданской активности);
- коммуникативные (умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым, владение навыками общения);
- продуктивная (потребность в труде, умение работать, зарабатывать, умение принимать решения и нести ответственность за них);
- личностная (стремление к самосовершенствованию, самостроительству, творческому саморазвитию, готовность к социальной мобильности, креативность).
Воспитательный процесс осуществляется учреждением в следующих сферах:
- Обучения воспитанников (деятельность педагога и ребенка по освоению учебного материала, социальных навыков и приобретения необходимого социального и допрофессионального опыта и подготовку в рамках социально-ориентированного обучения, самообразования, участия в тренингах социальной компетентности). Результатом такой деятельности должен стать усвоенный детьми разнообразный социальный опыт как приобретённый ресурс для последующего развития и профессиональной самореализации.
- Жизнеобеспечения воспитанников (трудовая деятельность взрослых и детей в столовой, по поддержанию порядка в доме, на территории и т.д.). Воспитанники должны получить тот багаж знаний и навыков, который поможет им наладить свой быт и семейную жизнь в будущем.
- Дополнительного образования (деятельность ребенка по интересам - досуговая, спортивная, социальная, клубная и пр.). Результатом данной деятельности должно стать открытие и реализация детьми своих талантов и продуктивных творческих способностей.
- Подготовки к самостоятельной жизни через социальное проектирование и сопровождение процесса жизненного и профессионального самоопределения. Данная деятельность включает наработки предыдущих направлений и вместе с тем выделяется в качестве самостоятельного направления.
Мы видим смысл современного воспитательного процесса в формировании человека с личным суверенитетом, свободного и творческого, способного непрерывно самоопределяться не только и не столько по целям деятельности, сколько по важнейшим ценностям общества. Только такой человек сможет по зову своей души комфортно чувствовать себя в социуме, обеспечивать себя в нем всем необходимым, включаться в социальное сотворчество, сущностно влиять на общественное возрождение, осознанно его прогнозировать и осуществлять.
*
МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА